Домой / Работа на дому / Проект "долг и совесть в судьбе человека". Картинки на тему «Долг и совесть Что такое совесть

Проект "долг и совесть в судьбе человека". Картинки на тему «Долг и совесть Что такое совесть

Детский проект на тему: «Долг и совесть»

Л. Мы приготовили проект на тему «Долг и совесть».

А . Думаю, вас иногда мучает совесть и зовет долг.

К. Совесть и долг это один из наших внутренних качеств

Л. Что такое совесть ? Совесть - это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Совесть есть у каждого человека, и она очень часто мешает спать по ночам.

Именно совесть не дает совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить свое поведение. Возможно, совесть это то светлое и хорошее, что находится в глубине души каждого человека. Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, когда она призывает их к добру, они отворачиваются от нее, закрывают уши.

Но от совести не убежишь.

А. Вот пример . Мальчик сбежал с урока и пошел играть в футбол. Как вы думаете, каков его долг?

Конечно, учиться, а не играть. Это должен понимать каждый человек.

Став взрослым, станет ли он хорошим врачом или полицейским? Наверное, нет. Ведь если он не хочет учиться, то есть не выполняет долг перед самим собой, то как же он выполнит его перед другими людьми? Люди, ставшие врачами, полицейскими, военными, учителями, пожарными готовы выполнить свой долг при первой необходимости.

Подведем итог: оказывается, не каждый человек способен жертвовать собой или рисковать жизнью ради других.

Спасибо людям, которые жертвуя своей, спасают другие жизни.

Я сделал рисунки.

На первом рисунке я изобразил упавший самолет. Произошла трагедия, в воздухе загорелся двигатель, пилоты могли бы катапультироваться, но в этом случае самолет упадет на жилые дома. Пилоты принимают решение не катапультироваться, а попытаться отвести самолет как можно дальше от города. У них получилось, но в результате, пилоты погибли.

Пилоты выполнили свой долг.

На втором рисунке я изобразил командира, который накрыл собой взорвавшуюся гранату, когда на учениях по неосторожности военнослужащий выдернул чеку и мог бы погибнуть, его жизнь спас старший по званию командир.

К . Давайте рассмотрим некоторые произведения.

Н.Носов «На горке». Ребята строили горку все вместе, а Котька сидел дома притворялся больным. Когда ребята ушли, он засыпал горку песком и не мог уже кататься.

Долг - Котька должен был сам исправить свою ошибку. Его мучила совесть, и он начал засыпать горку снегом, а ребята полили водой. Кроме того он сделал сбоку ступеньки, чтобы больше никто не совершал его ошибки.

Л . В. Драгунский «Друг детства». Мама дала старого медведя, для того, чтобы Дениска использовал его вместо груши для битья. И тут Дениска вспомнил, как давным-давно он с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил… и любил его тогда, любил всей душой, готов был отдать тогда за него жизнь.

В этот момент Дениса стала мучить совесть.

Долг - Дениска должен был помнить своего друга детства и хранить его бережно всегда.

К. В. Осеева «Сыновья». В своем рассказе Валентина Осеева показала, что только у одного сына из трех было чувство долга и совесть. Лишь один сын без напоминаний взял у матери ведра и помог донести до дома.

А. Задание. На каких рисунках, дети поступают правильно, а на каких неправильно (5 сюжетов).

Тест «Есть ли у вас совесть»

1. Вы заняли последнее свободное место в автобусе. Заходит бабушка. Вы:

а. Уступите место

б. Попросите друга уступить место

в. Не обратите на бабушку внимания

2.Старенький дедушка попросил вас перевести его через дорогу.

Вы:

а. Поможете перейти

б. Убежите

в. Переведете, но за деньги

3.Вы разбили случайно окно. Вы:

а. Признаетесь в случившемся и извинитесь

б. Свалите на товарища

в. Убежите и никому не скажите о случившемся

4. Мама попросила вас помыть посуду. Вы:

а. Сначала поиграете в компьютер, а потом помоете

б. Не станете мыть, скажите, что болит голова

в. Помоете посуду сразу, как попросит мама

5.На лестничной площадке вы случайно столкнулись с прохожим. Вы:

а. Даже не обратите внимания и пойдете дальше

б. Сначала возмутитесь, но в итоге принесете свои извинения

в. Принесете свои извинения и пропустите вперед

6. У вашего товарища появилась вещь, о которой вы давно мечтали. Вы:

а. Возьмете без спроса

б. Возьмете без спроса, а потом скажете, что взяли

в. Спросите разрешение посмотреть эту вещь

Подведем итоги:

1, 2, 3

а. 2

б. 1

в. 0

4, 5, 6

а. 0

б. 1

в. 2

От 0 до 3 - у вас совсем нет совести

От 4 до 7 - ваша совесть спит, но время от времени просыпается

От 8 до 12 - вы очень совестливый человек.

А закончим мы народной пословицей:

Худые дела не доведут до добра.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.


Конспект урока урока «Основы религиозных культур и светской этики»

студентки 3 курса ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж" Анчуговой Анастасии Дмитриевны.

Тема урока: Совесть

Цель: формирование у обучающихся понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности общества
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о совести как морально-этической ценности общества, проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметный: проявляют личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание); регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство); коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).
Предметный: обучающиеся знакомы с понятием «совесть», различают понятия «Стыд» и «Совесть»
Принципы обучения:
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип систематического и последовательного обучения
Принцип психологической комфортности
Принцип наглядности
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа, художественное слово
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа, рассказ), практические (упражнения), наглядный (демонстрация);
По дидактическим целям: методы формирования умений и навыков, применений знаний, методы проверки и оценки знаний;
По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого;
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска;
Методы формирования ответственности: формирование понимания личностной значимости;
Методы организации взаимодействия и накопления социального опыта: временная работа в парах, группах.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная
Средства обучения:
демонстрационные: презентация, видео фрагмент, музыка, карточки с заданиями
индивидуальные: учебник, карандаш, ручка, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, кусочки мозаики
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
3. Планирование и постановка учебных задач
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
5. Этап первичной проверки понимания изученного
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
7. Этап применения знаний и способов действий
8. Этап обобщения и систематизации знаний
9. Этап контроля знаний и способов действий
10. Этап информации о домашнем задании
11. Этап подведения итогов урока и рефлексия деятельности

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Организуйте, пожалуйста, своё рабочее месть, уберите посторонние вещи с парт.
Садитесь.
Чем больше знаем, тем больше умеем,
Тем больше опыта мы наберём.
А опыт поможет добиться успеха,
К заветной мечте нас приведёт!
2. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
Учитель: Ребята, на предыдущих уроках вы познакомились с тем, что такое честь и достоинство, вина и стыд. Давайте вспомним определения этих понятий (обучающиеся соотносят понятие с определением на смарт доске)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с еще одним очень важным качеством человека. Что это за качество, вы узнаете внимательно послушав мой рассказ.
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше».
Учитель: Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются?
Как вы думаете, что произошло дальше?
Давайте прочитаем дальше.
«Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать»
учитель: Какие чувства испытывает этот мужчина?
Как вы думаете, что сделает герой рассказа?
«И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

Учитель: Ребята, о каких осколках говорил слепой?
Что «сидело» внутри мужчины?
Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть
Учитель: Какая главная идея этого текста?
Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Назовите тему урока.
Обучающиеся: тема нашего урока совесть.
3. Планирование и постановка учебных задач
Учитель: Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.


Учитель: Исходя из того, что вы хотели бы узнать о совести, сформулируйте задачи урока.
4. Этап открытия новых знаний и способов действий
Учитель: Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же?
Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Обучающиеся: для этого нужно знать определение слова "совесть"
Учитель: Откройте 48-ю страницу учебника, прочитайте первые два абзаца. Найдите определение слова совесть и найдите общие и различные черты между стыдом и совестью.
(Стыд – тяжелое переживание позора перед другими людьми за своё поведение. Совесть – стыд перед самим собой)
Учитель: В чём же разница между стыдом и совестью?
Учитель: Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции.
Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова в своих тетрадях.
Учитель: Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили.
Учитель: Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат.


Учитель: Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель: Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка Блума.


Притча. Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…
На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я…
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было.

Учитель: Ребята, а как бы вы озаглавили эту притчу?
Сейчас вспомните вопросы, которые вы придумали. Первый ряд будет задавать свои вопросы третьему ряду, третий ряд адресует свои вопросы второму ряду, а на вопросы второго ряда будет отвечать первый ряд.
Учитель: Так всё же, удалось ли человеку спрятать свою совесть? Почему?
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Учитель: Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть.
Какое значение в жизни человека играет совесть?
В народе со словом совесть употребляются очень сильные выражения, например, такие как: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт». А какие еще выражения со словом «совесть» вы знаете?
Первый вариант будет думать над значением выражения «грызёт совесть»,
Второй вариант обдумывает смысл фразы «совесть спит»,
3 - «чистая совесть»,
4 – «совесть заговорила»,
5 – «муки совести»,
6 – «договориться со своей совестью».
Учитель: Сейчас внимательно слушаем выступающих.
Учитель: Ребята, я предлагаю нам построить модель совести. У каждой пары на парте есть карточка с пословицей. Вам нужно обсудить смысл этой пословицы в паре, и выбрать ключевое слово-синоним из афоризма, (возможно словосочетание), чтобы получилось определение вида совесть – это (что?) мудрость. И записать это на кусочке мозаики. Когда закончите, мы соберём эту мозаику в единое целое. Кому не понятна работа, которую сейчас выполняем?
1. Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль)
2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
3. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (А.В. Суворов)
4. Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения. (П.А. Гольбах)
5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (Д.С. Лихачёв)
6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм)
7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен)
8. Совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека)
9. Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. (Г. Гегель)
10. Совесть – это личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (И. Голюк)
11. Совесть - это эмоциональный страж убеждений. (В.А. Сухомлинский)
12. Совесть - верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Л.Н. Толстой)
Учитель: Сейчас по очереди пары выйдут, прочитают, как они определили совесть и прикрепят на доску свою карточку.
Учитель: Ребята, исходя из определений, которые вы написали, вы согласитесь, что Совесть это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас.
Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»)
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
7.Этап применения знаний и способов действий
Учитель: Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, люди упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
Нужно заставлять совесть постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами других людей. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.
Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести? Постараемся услышать голос совести.
Образуйте группы из 4-х человек.
Ситуация первая.
Учителю нужно было выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя и почему?
Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил двух ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья.
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
(Очень важный момент! Необходимо свести разговор к тому, чтобы совестливый человек активно помогал другим поступить по совести, а не "ябедничал". В первом случае Катя, обращаясь к классу, попросила бы тех, кто списывал, признаться самим. Аналогично в третьем случае. Друг должен убедить друга быть смелым и ответить за свой поступок).
8. Этап обобщения и систематизации знаний
Учитель: Ребята, давайте выслушаем группы, какая была им предложена ситуация и как они поступят (т.к. ситуаций три, а групп больше, то одна группа выйдет, а остальные будут дополнять)
А все остальные внимательно слушают друг друга, и готовятся дополнять и задавать вопросы.
Кто нибудь считает по-другому? Что бы вы хотели добавить?
Учитель: Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать, поступать по ее подсказкам.
Но что же делать, если ты оступился, ошибся и поступил против совести.
Иногда говорят «совесть, как заноза»
Интересно, почему?
Нечистая совесть подобна ЗАНОЗЕ, которая постоянно напоминает о себе, ноет, зудит, лишая человека радости и покоя.
Если наша совесть стала беспокоить нас, досаждать, к какому лекарству обратиться?
Это лекарство называется РАСКАЯНИЕ.
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет душу человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Задумайтесь на минутку, бывало ли так, чтобы вас мучила совесть за какой-то поступок? Может быть раскаяние поможет излечить вашу душевную рану. (без обсуждения)
9. Этап контроля знаний и способов действий
Учитель: Ребята, какого человека называют совестливым?
Совестными называют людей, которые поступают по совести
Совестливость – характерная черта русского человека. Давайте попробуем «Нарисовать» портрет совестливого человека (на карточках индивидуально). Впишите пропущенные слова в текст.

МКОУ Нижневская СОШ

Районный конкурс научно-исследовательских работ для обучающихся 8-11 классов образовательных организаций Куртамышского района

«Познавай, думай, исследуй»


Номинация: социальные и исторические науки

(обществознание, краеведение)

Тема: Д олг и совесть в судьбе человека.

Выполнила: Томилова Лолита 8 класс

Научный руководитель: Тельминова Г.А.

учитель истории и обществознания

2017 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3

Совесть……………………………………………………………………….. 5

Особенности проявления долга…………………………………………….. 6

Долг. Общественный и моральный…………………………………………..7

Учителя, ученики участники Великой Отечественной войны…..8

Заключение…………………………………………………………………… 10

Список литературы………………………………………………………….. 12

Приложение 1…………………………………………………………………..13

Цель работы: сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи исследования:

    познакомиться с архивными материалами об учителях, учениках участниках Великой отечественной войны.

Гипотеза : Насколько человек понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки

Место проведения исследования:

    село Нижнее, библиотека, школьный и сельский краеведческий музеи.

Объекты исследования

    литература по данной теме, газетные статьи, фотографии из семейного альбома.

Срок проведения исследования: сбор материала, его обработка январь-апрель

Методы исследования:

    Встречи с родными;

    Посещение музеев;

    Беседы;

    Изучение фотографий.

На уроках обществознания мы познакомились с такими понятиями как долг и совесть. И задумались над вопросом: Что наша жизнь: долг? И что такое совесть? И как их определить? Впрочем, не будем торопиться с определениями. Давайте подумаем о сути, о главном.

Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

Во-первых, вступая в отношения с окружающими и обществом, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности;

Во-вторых, приобретаем ответственность, то есть столь же необходимую объективность эти обязанности постоянно выполнять.

Ну, например, мы ученики. Есть ли у нас обязанности? Несомненно, есть. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, есть просто окружающие люди, есть наш дом, село, Родина, Земля. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым человеком, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания, то есть, хотим мы или не хотим, но непременно должны выполнять свои обязанности. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей, а то и беды для окружающих, да и для самого себя.

Кто из нас не знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом – убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Совесть является нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Совесть - особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.

Мы провели опрос среди учащихся нашей школы. Ребята отвечали на вопросы:

    Что такое долг?

    Что такое совесть?

    Можете ли вы привести примеры человека исполнившего свой моральный долг?

Было опрошено 82 учащихся. Итоги опроса показали, что:

71 % понимают что долг, это обязанность перед человеком или страной;

23 % - что это денежный долг;

6% - просто не знают, что ответить.

Только 48 % знают, что такое совесть и 42 % могут привести пример человека исполнившего свой моральный долг.

Поэтому цель нашей работы – изучить понятия долг и совесть, и познакомиться с судьбами людей нашего села, исполнившими свой моральный долг.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

    изучить научную литературу по данной теме;

    сравнить понятия долг и совесть;

    познакомиться с архивными материалами об учителях, учениках участниках Великой Отечественной войны.

Для достижения цели мы посетили краеведческий музей, где познакомились с архивными материалами, встретились с родственниками учителей, участников Великой Отечественной войны, изучили литературу по истории нашего района и использовали учебные и методические материалы по темам «Долг и совесть».

Мы хотим, чтобы наш поиск помог напомнить жителям нашего района, о людях, пронесли в своем сердце всё побеждающую любовь к отечеству.

Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

В. Жуковский

Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек - это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

Совестливый человек никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести - мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я».

Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям, существующим в обществе.

Совесть – чувство индивидуальное. Это ответственность за мир перед собой. Она не жаждет снискать тебе ничьей благодарности, не жаждет ничего выгадать и не окупается, а – стоит, требует от тебя жертв. Совесть, как сказано, интересуется тем, что поистине, безусловно.

Совесть – это отсутствие посредников в виде всего формального и условного между людскими делами и судящих их. Угрызения совести – чувство своей вины, вины перед самим Добром. С тех пор как человек научился различать добро, т.е чувствовать сострадание и судить о справедливости независимо от норм, автономию от стыда обретает и его совесть. Совесть грызет, когда о проступке знаешь ты один. Страх обнаружения, похоже, помогает чьей- то совести проснуться. Но все-таки этот страх скорее заглушает совесть, а когда совесть перевешивает страх, то и хочет обнаружения, жаждет – сознаться, покаяться.

Можно сказать еще, что совесть – это страх быть достойным осуждения, хотя бы этот страх был всеми вокруг и презираем, расценивался как слабость или трусость.

Совесть, увы, не столько направляет, сколько судит. Обычно придаешь своим проступкам меньше значения, чем потом обнаруживает в них совесть. Ведь видишь в первую очередь все то, что хочется и что легко видеть. Но вот что важно понимать. Совесть знает не всю полную моральную правду, а лишь то, что ты сам, по правде, думаешь; совесть – еще не закон, а честный судья, – закон же и может и должен совершенствоваться. Не надо пытаться подкупать судью, себя не обманешь. Но думать, что по правде добро и зло – тот, же долг совести.

А теперь о долге. Что наша жизнь: долг?

Ответ: «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». Т. Карлейль (1795-1881)- английский публицист, историк.

Особенности проявления долга

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям и личным обязательствам, независимо от внешних или внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального ли иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов; долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Долг. Общественный и моральный.

Долг - внутренне принимаемое добровольное обязательство.

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный.

Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять.

Моральный долг - это когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе. Заметьте: не кто-то другой (начальник, окружение и.т.д.), а именно сам к себе. Поэтому нет ничего крепче морального долга. Осознавая его, человек действует по внутреннему побуждению, мужественно, смело, стойко. Вот из всего этого и состоит моральный долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг человека и долг Солдата.

Долг включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой и Родиной. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу.

В. Соловьев писал, есть «должное отношение ко всему». А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, «для галочки». Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга.

Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок личности.

Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а для неверующего на первый план выходит зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Один человек выполняет предписания общественного долга, опасаясь осуждения общества или даже наказания с его стороны. Он не нарушает его потому, что хочет заслужить общественное признание, похвалу, награду. Другой – потому, что убежден: пусть это трудная, но все же великая и нужная обязанность. И, наконец, для четвертого исполнение долга является его внутренней потребностью, вызывающей нравственное удовлетворение. Последний вариант – наивысшая вполне зрелая ступень в развитии общественного долга, внутренняя потребность человека, удовлетворение которой составляет один из условий его счастья.

Человек – существо общественное. Он порожден обществом и необходимо выполняет в этом обществе определенные социальные роли. Обязанности выступают перед человеком как продиктованные общественной необходимостью. Без них невозможно функционирование общества, коллектива, политических и других организаций. Выполнение человеком соответствующей социальной роли есть способ самоутверждения его как личности, гражданина, члена коллектива и т.д.

Нравственная потребность – быть верным долгу – большая сила. Долг ориентирует на исполнение также нравственных норм, которые представляют собой как бы извне предложенную человеку программу поведения; он выступает как обязанность человека перед обществом, коллективом .

Философы утверждают, что высшее проявление морального долга как раз и состоит в умении преодолевать противоречие между своими желаниями и долгом. Нередко бывает, что выполнить долг трудно, а может быть, и опасно и человеку хотелось бы уклониться от его выполнения, но он преодолевает себя, свою слабость, лень, трусость, и тогда моральная ценность выполненного долга становится значительно выше. Следовательно, для выполнения морального долга человеку нужно, во-первых, действовать осознанно, добровольно, Во-вторых, иметь мужество преодолевать себя, смело идти к цели. Осознание морального долга помогает достигнуть такого состояния души, когда долг не тягостен и дисциплина слагается сама собой. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает стойкость человеку, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. Мы знаем таких людей, читали о них. Они - люди высокого морального долга.

В этом году наша страна празднует юбилей - 72-летие Победы в Великой Отечественной войне. Прошли годы, но нам нужно помнить подвиг нашего народа, гордиться его мужеством и стойкостью.

Мы исследовали данные об учителях, учениках нашей школы которые не побоялись встать на защиту Родины и с честью выполнили свой моральный долг.

Большаков Глеб Максимович (пр. 1) родился в 1918 году в деревне Ярки Куртамышского района. На фронте с первого дня войны. Был несколько раз тяжело ранен. Глеб Максимович награждён орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны работал Заведующим РОНО в Казахстане, директором школы в с. Нижнее, учителем истории.

Фомин Павел Григорьевич (пр.2)начал войну под Москвой в 1941 году. А потом был долгий, тяжёлый путь до Кенигсберга. Павел Григорьевич награждён орденом «Красной звезды» и орденом «Славы». Педагогический стаж Фомина Павла Григорьевича более 30 лет. Он работал в Нижнёвской школе учителем математики и физики.

Мальков Александр Петрович (3)- его и сейчас помнит старшее поколение нашего села как «Петровича». В 1941 году он уходит на фронт. Был ранен, лежал в госпитале. 1945 год – год Победы Александр Петрович встретил в Чехословакии. Он награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

На фронт уходят и учащиеся нашей школы. Один из них Лешуков Сергей Венедиктович (4).

Ему было всего 17 лет, когда он в тяжелый для Родины момент, не задумываясь, пошел добровольцем на фронт. 4 августа 1944 года. На огромном поле аэродрома, впереди грозных машин, выстроился личный состав полка дальних бомбардировщиков. В строю плечо к плечу стоят члены одного экипажа: командир корабля младший лейтенант Александр Белоусов, штурман младший лейтенант Борис Соломин, второй пилот младший лейтенант Николай Додор, стрелок-радист Алексей Клюкин, воздушные стрелки Анатолий Муравьев и Сергей Лешуков. Из рук старшего офицера командир полка принял боевое красное знамя. Летчики поклялись у шелкового полотнища полковой святыни беспощадно уничтожать фашистских захватчиков. С этого дня началась история боевой авиационной части. Много героических дел совершил личный состав полка дальних бомбардировщиков на пути к Победе. И самым ярким, немеркнущим является подвиг 16 апреля 1945 года. В этот день над Берлином пролег последний огненный маршрут комсомольско-молодежного экипажа бомбардировщика, повторившего подвиг капитана Гастелло. Командиром экипажа, вошедшего в бессмертие, был младший лейтенант Александр Белоусов, Сергей Лешуков – воздушным стрелком-радистом. В тот день тяжелая машина прорвалась сквозь шквальный огонь зенитных орудий и яростные атаки немецких истребителей. Бомбы были сброшены на цель. Однако машина была подожжена. Летчики могли спасти свою жизнь, выбросившись из горящего самолета с парашютами. Но внизу враг, и они могли бы попасть в плен. «Лучше смерть, чем позорный плен», - решили юные советские патриоты, и командир корабля, передав в эфир: «Горим. Прыгать не будем. Идем в атаку!» - направил пылающий самолет на подземный склад боеприпасов врага. Экипаж погиб, но, уничтожив смертоносное оружие врага, спас тысячи и тысячи советских воинов, дав им возможность штурмовать Берлин, - логово фашистского зверя.

Подвиг героев не забыт. В те дни полковой поэт сложил песню, а боевые друзья героев распевали:

Они не погибли, их смерти не верьте,

Они, как и прежде, с нами в бою.

Летят по великой дороге бессмертья

В кипении битв за Отчизну свою.

4 августа 1969 года в день 25-й годовщины части, на том месте, где полку было вручено боевое Красное знамя, был открыт памятник - однополчанам: с высокого постамента взлетает в голубое небо грозный самолет (5-6).

На митинге личного состава авиационного полка, который был проведен у памятника героям, в центре немецкого города Букова, Варвара Дмитриевна – мать Сергея Венедиктовича Лешукова, рассказала о детстве и юности своего сына, о том, что он с малых лет готовил себя к подвигу.

Боевые друзья Сергея Венедиктовича Лешукова поделились своими воспоминаниями о боевых буднях, охарактеризовали своего друга как человека большой души и отзывчивого сердца, оптимизма с улыбкой на юном лице, бесстрашного и умелого в бою воздушного бойца.

Варвара Дмитриевна и ветераны авиационного полка возложили к подножью памятника букеты живых цветов, как символ бессмертия героев-авиаторов, отдавших свои жизни за счастье грядущих поколений.

Заключение

Анализируя методическую литературу, мы узнали значение понятий общественный и моральный долг. Изучая архивные документы и записывая воспоминания родственников учителей, учеников участников войны мы познакомились с прекрасными примерами выполненного морального долга, долга перед Родиной, перед близкими и родными людьми.

Выполняя эту работу, мы соприкоснулись с боевой и трудовой славой учителей и учеников нашей школы, одолевших вместе со всем советским народом в жестоких и кровавых боях, подлого и сильного врага, перед которым пала на колени почти вся Европа.

Стремительно бежит время. И вот мы уже скоро станем свидетелями и участниками 72-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Огромная любовь к Родине, вера в справедливую победу и лучшее будущее помогли бойцам выстоять и победить, а труженикам тыла, где оставались старики, женщины и дети, неимоверным трудом обеспечить фронт всем необходимым. Поэтому наш долг заключается в том, чтобы помнить героев, участвующих в Великой Отечественной войне.

Теперь наш долг не забыть тех, кто в годы Великой Отечественной войны служил в Красной армии, и тех, кто в боевых действиях не участвовал, а трудился в тылу.

Мы - наследники великой победы 1941-1945 годов. Поэтому наш общественный моральный долг - помнить тех, кто подарил нам мирное небо над головой. Мы обязаны уважать, почитать участников Великой Отечественной войны, и нам нужно не забывать своих земляков, ставших на защиту Родины, среди которых были учителя и ученики нашей школы.

Мы надеемся, что наша работа поможет в проведении классных часов, внеклассных мероприятий для нового поколения.

Наш долг - помнить, контролировать это будет совесть!

Список литературы.

    Учебник Обществознание, Москва «Просвещение» 2009 , под редакцией Боголюбова, Никитина

    Музейные архивы

    Книга «Солдаты победы 1941-1945» , «Парус-М» 2000, под редакцией Папулова, Усманова, Устюжанина.

    Воспоминания родных и близких учителей, участников Великой Отечественной войны.

    Мужество, отвага и… любовь. Сборник. М., «ПАЛЕЯ», 1997.

    Статья из газеты «Советское Зауралье».

    http://www.schoolbase.ru/ - Всероссийский школьный портал

    http://www.rusedu.ru

Приложение

    Большаков Глеб Максимович

    Фомин Павел Григорьевич

    Мальков Александр Петрович

    Младший сержант Сергей Лешуков

    Торжественное открытие памятника в ГДР

6. Памятник героям в центре немецкого города Букова



другие презентации на тему «Долг и совесть»

«Совесть» - Неряшливого вида? Оцените действия маль­ чиков. Понятие «совесть» - ключевое в иерархии нравственных ценностей. Упражнение «Нравственная дилемма». Можно ли развивать свою совесть? Руссо). В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица). СОВЕСТЬ – ВНУТРЕННИЙ судья человека. Совесть, благородство и достоинство... Булат Окуджава.

«Моральный долг» - Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы). Посоветуйся с родителями и составь рассказ о моральном поступке. Вы узнаете, что такое -моральный долг -моральная обязанность. Оборудование и средства наглядности: X. Домашнее задание. Компетентности, формируемые у обучающихся:

«Проблема совести» - Сходство и отличие понятий. Добро. Случай на дороге. Совесть. Можно прожить без совести. Жить по совести. Водоворот. Основы светской этики. Закончи предложение. Демокрит. Стыд. Осознание чувства чуткости. Небольшая семья. Светская этика.

«Человеческая совесть» - Должно стыдиться самого себя. Хитрые оправдания. Совесть. Мир с самим собой. Найди пару. Портрет совестливого человека. Работа с притчами. Внутреннее сознание добра и зла. Что такое совесть. Стыд и совесть. Чистая совесть.

«Муки совести» - Нина. Хитрые оправдания. Извинение. Кроссворд. Синквейн. Салтыков-Щедрин. Знакомые. Что делать. План деятельности учащихся на разных этапах урока. Связь основных понятий. Внутреннее чувство. Спешите делать добро. Муки совести. Стыд перед людьми. Возраст. Стыд. Вина. Совесть. Попроси прощение. Нравственная глубина.

«Совесть» - Руссо). .Совесть! СОВЕСТЬ – ВНУТРЕННИЙ судья человека. В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица). Высокомерия? Бедности своих родителей? Оцените действия маль­ чиков. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть. Можно ли развивать свою совесть?


Совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.






УдовлетворённостьНеудовлетворённость Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил. Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.




СОВЕСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки НАПОМИНАЕТ об обязанностях о долге об ответственности ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду


Самое главное украшение чистая совесть. Цицерон Честь это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь. Шопенгауэр А. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека