Домой / Работа на дому / Презентация на тему понятие красота. Презентация на тему: «Симметрия- это красота в совершенстве. Идеал красоты эпохи Возрождения

Презентация на тему понятие красота. Презентация на тему: «Симметрия- это красота в совершенстве. Идеал красоты эпохи Возрождения

Презентация к уроку

выполнена учителем МХК и ИЗО

Васильева Н.А.




Николай Заболоцкий

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?


  • Как вы думаете, менялись ли представления о красоте на протяжении культурной истории человечества?
  • С чем это было связано?

Неферти́ти

(с древнеегипетского - «Прекрасны совершенства солнечного диска») - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой.

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.


Клеопа́тра VII Филопа́тор - последняя царица эллинистического

Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).

Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.


Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария

БОГОМА́ТЕРЬ ВЛАДИ́МИРСКАЯ - икона, написанная в начале XII в. в Константинополе, одна из древнейших святынь Русской земли. Относится к византийскому типу Елеусы (греч. Eleusa - "Милующая"), или Умиления (Милосердная

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.


Идеал красоты эпохи Возрождения

Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.

В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице..

Рафаэль Санти.

Сикстинская мадонна


Одни считают ее

возвышенным идеалом

женственности и обаяния,

другим она кажется неприятной.


В начале XVIII в. наступает эпоха рококо. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость.

При этом театральность и неестественность никуда не уходят – напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы. В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри – «мушки». Некоторые считают, что появление «мушек» было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

Маркиза де Помпаду́р -

легендарная официальная

фаворитка французского короля Людовика XV.


Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас Так, часть души ее от нас не улетела. И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.

Я.Полонский

Портрет Марии Лопухиной




Символами красоты

являются

памятники

архитектуры.

Церковь Вознесения

в Коломенском

  • Древнее подмосковное село Коломенское, почти полвека назад вошедшее в черту Москвы, известно еще с начала XIV столетия. Впервые о нем упоминает духовная грамота Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей, но особенно любил и обустраивал его Василий III. При нем здесь был построен обширный деревянный дворец, а в 1532 году - знаменитый храм Вознесения, ознаменовавший собой начало каменного шатрового зодчества на Руси. Окончание постройки Вознесенской церкви было отмечено трехдневными торжествами и пиршествами, на которых присутствовали сам великий князь Василий III и митрополит. Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось найти имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится. Храм построен по образцу русских шатровых деревянных храмов - «верх на деревянное дело». Это говорит о том, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы, элементы конструкции и декора указывают на сильное влияние итальянского зодчества эпохи Возрождения. Может быть, храм строил итальянский мастер, приглашенный Василием III? Что ж, может быть, когда-нибудь загадка храма Вознесения в Коломенском будет разгадана, и мир узнает имя гениального архитектора, построившего это удивительное сооружение. А пока белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.

Церковь Покрова на Нерли

называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров

эпохи расцвета Владимиро-

Суздальского княжества.

Это маленькое изящное здание

стоит на небольшом холме на приречном лугу, там,

где река Нерль впадает в Клязьму.



Шедевром зрелой готики для средневековых мастеров стал собор в Реймсе. Этот город в сердце Шампани издавна служил местом коронации французских королей, а с 1179 года этот обряд совершался там постоянно. Первым королем, короновавшимся в Реймсе, стал вождь франков Хлодвиг. Это произошло в 481 году. Предание рассказывает, что накануне коронации случилось чудо: посланный с неба голубь принес в клюве фиал, полный елея, необходимого для помазания короля на царство. Собор был построен около 817 года. Несколько раз перестраивавшийся собор погиб в пожаре в ночь на 6 мая 1210 года. Строительство нового здания началось уже в следующем, 1211 году, и продолжалось до 1481 года. Средства на строительство поступали от духовенства и частных лиц


В XIII столетии перед горожанами Кёльна, одного из самых богатых и могущественных городов Священной Римской (Германской) империи, встала задача сооружения нового городского кафедрального собора. Кёльн переживал в ту пору свой расцвет, и, по замыслу отцов города, масштабы нового собора должны были затмить все остальные храмы.

«Не будет достроен Кёльнский собор!» - с горечью восклицал Гёте в своей поэме «Германия». Но поэт ошибался: строительство собора возобновилось и было завершено 15 октября 1880 года, через... шестьсот тридцать два года и два месяца после своего начала!


Раскрыть значение понятия ‘’красота ‘’;

Воспитывать физическую и духовную гaрмонию личности;

Развивать выразительность речи, интерес к поэзии;


Красота спасёт мир


Что же такое настоящая красота?

Как говорится в стихотворении Н.П. Ашурова:

Господь красою не обидел,

Ни мудреца,ни подлеца

Но красоту души увидеть,

Всегда труднее, чем лица.


Что такое красота?

Ни совершенный макияж, ни новая прическа не в состоянии изменить нашу жизнь, но вполне могут сделать нас счастливее. Спросите любую женщину, что позволяет ей чувствовать себя красивой? И в ответ наверняка услышите целый рассказ о том, что делает ее счастливой, спокойной, уверенной в себе. И наши героини согласны с тем, что красота – это не только безупречная внешность.



Красота – это... гармония

Для меня красота во многом определяется душевными качествами человека. Первое впечатление зависит от черт его лица, телосложения, осанки или походки, одежды, наконец. Но я всегда обращаю внимание на глаза и улыбку. Человек с правильными чертами лица, но холодным взглядом или неприятной мимикой сразу теряет для меня привлекательность. Внутренние качества обязательно проявляются и в облике человека, и уж тем более в выражении его глаз.



Белая зима

За одну ночь вершины гор стали белыми от снега. На солнце загорелись красные костры среди зеленых кедров Это лиственницу опалило морозом.

Белая зима






Красота – это... удовольствие

Я получаю удовольствие от гармонии – в природе, в музыке, в общении с людьми, от созерцания таланта, от искусства. Лучше всего я восстанавливаю силы, когда просто гуляю, дышу. Я стараюсь сосредоточиться на том, что вокруг, и испытываю от этого умиротворение, покой. Поле, лес, берег, моря способны превнести гармонию в душу.

Моя мечта – достигнуть внутренней гармонии, того состояния, когда нет поводов для самокритики. И, конечно, хочется быть здоровой и красивой


Красота – это... дети

Да, мне важно быть красивой. И если собственное отражение в зеркале не радует, то мое настроение, конечно, портится. Я должна нравиться в первую очередь самой себе, иначе я не смогу понравиться другим.

Мне кажется, что именно дети делают женщину красивой – в любом возрасте.



Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах.

Вильгельм Раабе

Красота не в лице, красота - это свет в сердце.

Джебран Халиль


Красота действует даже на тех, кто ее не замечает.

Жан Кокто

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.

Михаил Иванович Глинка

Красота спасет мир.

Федор Михайлович Достоевский


Интегративное задание

1.Порядковый номер апреля умножьте на количество гласных в слове дастархан.

2.Количество букв в полном имени Пушкина умножьте на третью цифру даты рождения Абая.

3.К числу букв в названии столицы Казахстана прибавьте число, которым нужно столько раз отмерить, прежде чем отрезать.

4.Количество богатырей из известной сказки А.С.Пушкина умножьте на цифру дня празднования Наурыза.

5.Количество согласных букв в названии столицы Франции умножьте на количество гласных в названии столицы Германии.

6.Количество чудес света умножьте на количество подвигов Геракла.

7.Количество падежей в русском языке умножьте на количество падежей в казахском языке.

8.От количество дней в году отнимите сумму чисел года вашего рождения.


Синквейн

Синквейн

Одно слово существительное

Два слова прилагательные

Три слова глагол

Моё отношение

Одно слово существительное

Два слова прилагательные

Три слова глагол

Моё отношение


Словарная работа

Гармония-согласованность в сочетании чего-нибудь

Красота-совокупность качеств,доставляющих наслаждение взору,слуху,все красивое,прекрасное

Созерцание - начальная ступень познания

Умиротворение-полный покой, удовлетворение

  • Автор МартыноваС. Н. учитель ИЗО нс(к)ош №75 Татарстан. Набережные Челны
Что такое красота?
  • Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, для кого-то нитка – жемчуга. Ветка сакуры или целое дерево цветущей сливы… Весенний рассвет или звездная летняя полночь…
  • А может быть это розы, розовые или белые, тугие нераскрытые бутоны, много бутонов…Или один единственный, тот, чья прекрасная жизнь только начинается…
  • Рим и Венеция, Леонардо и Рафаэль, Лувр и Эрмитаж…
  • … Или тихий шелест волн, пальма на розовом песке, лунная дорожка с тенью кипариса… Чайка на скале или тихая речка в оправе буйной зелени… И те глаза, в которых отражается то прозрачный янтарь, то солнца лучики… И лицо любимого человека. Утром. Рядом на подушке, с первой за день улыбкой…
  • Все это - красота! Она – повсюду! Стоит только внимательнее смотреться вокруг, оставив за спиной всю прозу жизни с ее черно-белыми полосами. И тогда обязательно увидишь все красивое, то, что не позволит твоей душе очерстветь и превратиться в камень.
  • Нужно только замечать это и восхищаться всем, что окружает нас: улицами, деревьями, рисунками ветвей на фоне неба, красотой людей и толпы.
КРАСОТА - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет ЭСТЕТИЧЕСКОЕ и НРАВСТВЕННОЕ наслаждение; полный внутреннего содержания, высоконравственный.
  • КРАСОТА - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет ЭСТЕТИЧЕСКОЕ и НРАВСТВЕННОЕ наслаждение; полный внутреннего содержания, высоконравственный.
  • КРАСИВЫЙ, доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, ГАРМОНИЧНОСТЬЮ, стройностью.
  • Гармония - соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое ОРГАНИЧНОЕ целое. В истории эстетики гармония рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.
Специфическая функция - эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации).
  • 1) Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность, вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, галереей, художественным творением поп finita (незаконченным). Искусство дарит людям это ощущение эстетической значимости мира;
  • 2) ценностно ориентировать человека в мире (строить ценностное сознание, учить видеть жизнь сквозь призму образности). Без ценностных ориентации человеку еще хуже, чем без зрения - ему не удается ни понять, как относиться к чему-либо, ни определить приоритеты деятельности, ни выстроить иерархию явлений окружающего мира;
  • 3) пробуждать творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство пробуждает в человеке художника. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру, автомобиль), человек заботится и о пользе, и об удобстве, и о красоте. По законам красоты создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного. Пробуждать в человеке художника, желающего и умеющего творить по законам красоты, - эта цель искусства будет возрастать с развитием общества. Эстетическая функция искусства (первая сущностная функция) обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность; пронизывает все другие функции искусства.
Общая формула красоты:
  • Красота - это единое ГАРМОНИЧНОЕ целое, полное внутреннего содержания, доставляющее ЭСТЕТИЧЕСКОЕ и НРАВСТВЕННОЕ наслаждение
история
  • Со времён Сократа красота начинает рассматриваться но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания.
  • Аристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной, нерассудочной категории.
  • По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества.
Эрос и красота физическая
  • Мужчины и женщины красивы, когда они нравятся противоположному полу. Воспринимая женщину/мужчину как своего возможного партнера, мы никогда не ошибаемся, какому полу что нужно.
Внешняя красота
  • это не только красота тела, но и красота его "упаковки" - одежды, макияжа, украшений, представляющих вместе единое и гармоничное целое
Духовная красота
  • Помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной , духовной красоте. Эта категория применима к людям независимо от их возраста и пола и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека. Для детей, подростков и молодых людей в это понятие также включаются такие характеристики, как «невинность», «неиспорченность» и другие.
Внутренняя красота
  • это, в первую очередь, красота (высоконравственность) испытываемых человеком чувств и их гармоничное сочетание (отсутствие противоречий) с мыслями, словами и делами, так как именно в этом заключается и последовательно проявляется гармония души человека.
Здоровый дух
  • это гармонично и многосторонне развитая душа человека, его многогранная жизненная программа, которую способно наиболее полно реализовать подаренное БОГОМ данному человеку тело, а не душа, "зашкаленная" фанатически только на одной идее или цели, к тому же, идущими, иногда, вразрез с всеобщими законами (как это было у фашистов).
Красота - это и здоровье
  • причем физическое и духовное, так как болезнь и гармония не совместимы. Здоровое тело - это гармонично развитое тело, а не гипертрофированное развитие его отдельных органов, что мы сейчас наблюдаем в профессиональном спорте и у многих из тех, чьи "победы" заносятся в книгу рекордов Гиннеса.
Что положено в основу красоты женщины?
  • Женщина Богом удостоена обеспечить гармоничное развитие оплодотворенной клетки и беспроблемное рождение здорового ребенка, а затем она должна обеспечивать хорошую "погоду в доме", так как именно женщина, в первую очередь, ответственна за моральный климат семьи. И это (на сегодня) пока неоспоримая реальность нашего Мира которая и должна быть заложена в основу красоты женщины..
Формула красоты женской души
  • истинная любовь ко всему существующему, мудрость, мягкость и гибкость характера в сочетании с сильной (непоколебимой) волей к созиданию (творению).
  • Именно такие ЖЕНЩИНЫ способны "управлять" своими мужчинами (а через них и государством), вернее, мягко, ненавязчиво, с любовью, но твердой рукой, направлять действия мужчин на созидание, а не на разрушение.
Что такое красота мужской души?
  • Мужчина как строитель домашнего "очага" и его защитник должен быть наделен хорошими логическими способностями, позволяющими ему находить быстрые и правильные решения, быть надежным (верным) защитником для своей семьи, а также уметь направлять данную ему Богом большую физическую силу не на агрессию и разрушение, а на созидание и защиту. Не злоупотребление физической силой возможно лишь в том случае, если мужчина добр и благороден. Поэтому формулу красоты мужской души можно сформулировать следующим образом:
  • Формула красоты мужской души: благородство, добродушие, верность, способность логического мышления.
  • Именно эти свойства души помогут настоящему МУЖЧИНЕ выполнить свое основное предназначение - построить теплый и светлый домашний "очаг" и обеспечить надежную защиту семьи.
Что может быть красивым
  • Творение Бога
  • Предметы(творчество человека)
  • Лица любимых
  • Отношения
  • добрые, красивые отношения
  • на всю жизнь
  • лица любимых
  • kulturologia.ru
  • eifel‑tower‑at‑night.jpg
  • liveinternet.ru
  • i‑438.jpg
  • 29143922.jpg
  • b9272416d14b.jpg
  • hotwalls.ru
  • 155841_zhivotnye_lev_car‑zverej
  • b8d367f888de.jpg
  • 679a0009‑ca0d‑3a7d‑868b
  • orchidea.com.ua
  • zhenodezhda.jpg

1 слайд

Что такое красота? Красота - эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является важнейшей категорией культуры. В своём эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе с тем, красота является более общим и многогранным понятием, во многом эклектичным. Противоположностью красоты является безобразное. Цветы считаются одним из ярчайших примеров природной красоты

2 слайд

Красота – это... гармония Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения. Со времён Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания. Аристотелем понятие красоты как олицетворения блага, совершенства относилось к сугубо нравственной, нерассудочной категории. По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом его философского творчества. Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному.

3 слайд

Красота – это... жажда жизни Среди мифов Древней Греции есть миф о скульптуре Пигмалионе, ненавидевшем женщин. Однажды он сотворил из слоновой кости столь прекрасную статую девушки, что влюбился в неё, как живую. Боги сжалились над несчастным и оживили бездушную кость, подарив художнику подругу жизни. Красота победила ненависть.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

…А если это так, то, что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий

7 слайд

Красота - одна из важнейших категорий эстетики, которая наряду с категорией прекрасного отражает такие эстетике свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность. Так же как термин “прекрасное”, термин красота может быть применен к оценке внешнего или внутреннего облика человека, его поступка, содержания и формы произведения искусства и т.д.

Искусство. 8 класс.

Тема урока:

Что есть красота!

Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота окружающего мира
станет могучим источником
веры в доброту.

В. Сухомлинский

Красота в искусстве и в жизни.

Цель:

1. Образовательная: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.

2.Развивающая: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление .

3. Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки

Ход урока.

  1. Огрмомент.
  2. Сообщение темы раздела.

На протяжении ряда уроков вы рассматривали, как Искусство открывает новые грани мира, помогает общаться, узнавать окружающий нас мир, нашу историю.

Тема нового раздела III четверти – Красота в искусстве и жизни.

Ø Какие аспекты мы можем рассмотреть, изучая этот раздел?

Красота в разных видах искусства, красота в обычной жизни человека, взаимосвязь прекрасного в искусстве и жизни.

3. Актуализация знаний.

· Как вы понимаете значение слова «красота»?

Красота́ - эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание объекта , при котором появляется у наблюдателяэстетическое наслаждение.

Красота является одной из важнейших категорий культуры .

Противоположностью красоты является безобразие .

· Какие ассоциации у вас возникают при слове красота? (подбор синонимов)

Красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

· В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?

Когда говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…

4. Формулирование целей урока.

Ø Итак, тема урока вам ясна. «Что такое красота»

Ø Сформулируем цели урока. Обратимся к слайдам презентации.

Ø По какому принципу объединены данные изображения?

Ø Какое изображение соответствует вашему представлению о красоте? Неужели ваше мнение должно быть мерилом красоты?

Ø Цели: выяснить, что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте, совпадает ли это представление у разных народов.

5. Рассмотрение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов?

Статуэтка эпохи палеолита.

Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

Ø Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.

И внешняя красота

И интеллектуальный уровень

И обаяние, грация

И предметы

И материнство

И набожность

Ø О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?

Красота внутренняя – красота души человека.

Ø Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты?

Красота спасет мир

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

…Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий - прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра - будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то, как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки - всегда прекрасны. Самые лучшие легенды - о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это - уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.

Ø Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

(честные, доверительные, справедливые, понимание, согласие)

Ø Что является эталоном красоты?

Материнство

Готовность к подвигу ради других людей (альтруизм)

Любовь жертвенная, дающая

Красота душевная.

Ø Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»?

Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств.

6. Подведение итогов.

Ø Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока.

Ø Что же такое красота? (для каждого человека она своя)

Ø Существует ли эталон красоты? Они то же для каждого свои. Точного эталона не существует

«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена.

Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты . Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это контекстуальные синонимы к слову «красота».

Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

7. Рефлексия.

Ø Закончите предложения

Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…

Я не могу назвать красивым человека, который…

Важнее всего для красивого человека…

8. Домашнее задание:

Сочинение на тему: «Что для меня есть красота»

Красота в литературе:
Л.Н.Толстой и роман «Война и мир»

В одной из глав романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание.

Писатель не любил людей и явления, в которых главное - форма. Он не любил высший свет с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни, не любил «общепризнанную красавицу» Элен Безухову. Они были неинтересны ему, потому что в их роскошной оболочке не было жизни, не было движения.

В любимых же героях писателя, наоборот, содержание всегда преобладало над формой. Подчеркивая несовершенство Наташи Ростовой и внешнюю некрасивость Марьи Болконской, Толстой любовался ими и заставлял читателей полюбить его героинь и поверить, что они обязательно обретут свое счастье.

На вопрос «Что такое красота?» писатель уже дал свой ответ. Сегодня нам предстоит рассуждать о том, в чем заключается истинная красота, из чего она рождается, как проявляется.

Часто в нашей жизни мы произносим слова «красота», «красивый», «красиво». Говорим ли мы о каком-нибудь предмете, произведении искусства, или восхищаемся красотой окружающей нас природы, или характеризуем какого-то человека - это многогранное слово одинаково относится ко многим явлениям. Но что мы вкладываем в это понятие? Одинаково ли понимание красоты разными людьми, различными нациями и поколениями?

Думаю, большинство из нас хотя бы один раз в жизни задавались этим вопросом. Это так же, как спросить: «Что такое хорошо и что такое плохо?» - ответ будет сложным и неоднозначным. Потому что существуют четкие представления о добре и зле, и в то же время есть спорные моменты, разные мнения. Есть вещи, о которых один скажет - «хорошо», а другой - «плохо». То же самое относится и к красоте.

На мой взгляд, красивы дикие цветы в поле. И чистый ручеек, струящийся среди скалистых гор. И заснеженный лес, сверкающий миллионами искорок в лучах зимнего солнца. И маленький пушистый котенок, забавно протирающий утром свои удивленные сонные глазки. И желтенький утенок, среди высокой травы спешащий за мамой-уткой получить первые уроки жизни. Все это - естественная красота природы, в которой все прекрасно и гармонично.

Такой же гармонией обладают и бесценные произведения искусства - картины выдающихся художников, памятники зодчества, великие музыкальные шедевры. Их красота оценена и подтверждена историей, веками, жизнью. Именно красота - истинная, неоспоримая - является главным критерием значимости таких произведений.

Ведь бездарные и «неживые» картины или песни не будут жить в веках, через год-два о них уже никто не вспомнит. А те произведения, в которые автор вкладывает всю свою душу, по-настоящему красивы и поэтому бессмертны. Их могут понимать или не понимать, о них могут спорить, по-разному трактовать и оценивать, но к ним невозможно относиться равнодушно, они задевают глубинные струны человеческих душ.

Конечно, у каждого человека свое понимание прекрасного. Одному может нравиться лето, другому - зима. Кто-то восхищается портретами Леонардо да Винчи, а кто-то - пейзажами Шишкина.


Есть ценители древнего искусства и классической школы, а есть приверженцы модернизма. Вкусы у людей разные, и о них не принято спорить. Но одно можно сказать точно: тот, кто сам не обладает внутренней красотой, в ком не живет понимание прекрасного, не сможет оценить ее ни в какой сфере жизни, потому что искусство призвано возвышать человека, проявлять в нем самые лучшие стороны, показывать его собственную духовную красоту.

Что такое красота человека? В чем заключается истинная гармония, привлекающая всеобщее внимание и вызывающая восхищение? Замечательный русский писатель А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»

Согласитесь, часто бывает так: мы видим внешне красивого человека, а присмотревшись, думаем: «Нет, есть в нем что-то отталкивающее, неприятное», и не всегда можно понять, что именно. Просто этот красивый человек не вызывает у нас симпатии.

А все очень просто: не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, жадность или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо. Не можем мы назвать красивым и лентяя, который целые дни проводит в «ничегонеделании», чья жизнь абсолютно бесцельна и бесполезна. На мой взгляд, не может быть по-настоящему красивым человек равнодушный. На его лице не отражается мысль, в его взгляде нет искорки, в его речах отсутствуют эмоции. Человек с пустым взглядом и отпечатком скуки на лице - непривлекателен.

И наоборот, даже самый скромный, неприметный человек, не обладающий от природы идеальной красотой, но наделенный красотой душевной, без сомнения, прекрасен. Доброе, отзывчивое сердце, значительные поступки, полезные дела украшают и озаряют внутренним светом любое лицо. В человеке все должно быть прекрасно. Это значит, что должна существовать гармония между телом и душой, мыслями и поступками, стремлениями и образом жизни. Именно такого человека окружающие назовут по-настоящему красивым.

«Красота спасет мир!» Я думаю, истинная красота - это гармония. И если она будет существовать всегда и во всем, то действительно не даст погибнуть нашему сложному и неоднозначному, кипящему страстями, безумному и такому прекрасному миру!

А что есть красота?

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П. Чехов.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво… А.С. Пушкин

Красота, прекрасное… А что есть красота? Человечество во все времена пыталось ответить на этот вопрос. Но дано ли человеку понять это?

Кто-то из великих сказал, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном.

И в необыкновенном обыкновенное. Это древний философ Дидро сказал.