Домой / Заработок  / Сетевые организации. Сетевая организация и ее определение Определение сетевой организации в электроэнергетике

Сетевые организации. Сетевая организация и ее определение Определение сетевой организации в электроэнергетике

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики устанавливает Федеральный закон (ФЗ) «Об электроэнергетике», который определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении ими деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Рассмотрим основные термины, применяемые в этой области.

Розничный рынок электроэнергии (мощности) – это законодательно установленная в рыночных условиях в рамках объединенной энергетической системы (ОЭС) и вне оптового рынка сфера купли-продажи электроэнергии (мощности) на основе баланса спроса и предложения продавцов и покупателей без лимитирования минимальных объемов продаж-покупок электроэнергии (мощности).

Продавец электрической энергии (мощности) – юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на право продажи электрической энергии (мощности) в рамках ОЭС субъектам хозяйствования, в том числе (в перспективе) субъектам рынка на оптовом и/или розничном рынке электроэнергии (мощности).

Покупатель электрической энергии (мощности) – это юридическое или физическое лицо, имеющее право приобретать электрическую энергию (мощность) в рамках ОЭС в качестве хозяйствующего субъекта, в том числе (в перспективе) в качестве субъекта рынка на оптовом и/или розничном рынке электроэнергии (мощности) в целях перепродажи или для собственных нужд.

В соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 37, п. 1) к субъектам розничных рынков электроэнергии относятся потребители электрической энергии, энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, субъекты оперативно-диспетчерского управления, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке электроэнергии.

Электросетевая организация представляет собой юридическое лицо, которое имеет в собственности или на ином законном основании электрические сети и осуществляет хозяйственную деятельность по передаче и распределению электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. При присоединении энергетических установок уполномоченной сетевой организации к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации.

Электросетевые компании осуществляют транспортировку электрической энергии от ее производителей к ее потребителям. Поскольку электросетевой сектор относится к естественным монополиям, тарифы на передачу электрической энергии подлежат государственному регулированию. Тарифы на энергию устанавливаются не ее производителями, а государственными энергетическими комиссиями. Поэтому энергоснабжающие организации заинтересованы в высоких ценах на электроэнергию. Для государства же до сих пор остается проблемой изыскание эффективных способов управления естественными монополиями, поскольку на монопольном рынке покупатель электроэнергии не может выбирать и контролировать поставщика товара.

Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

К органам государственного регулирования относятся:

Федеральный орган исполнительной власти – Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) РФ, осуществляющая государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным, в соответствии с ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» (ст. 6), к ее полномочиям;

органы исполнительной власти субъектов РФ – региональные энергетические комиссии (РЭК) субъектов РФ, осуществляющие государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с указанным ФЗ к их полномочиям.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и, в соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», осуществляется в целях:

защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической энергии;

формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

обеспечения юридическим лицам – производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ).

Таким образом, цели, определенные законом, состояли в совершенствовании ценообразования в отечественной электроэнергетике. Но, к сожалению, задачи, поставленные этим ФЗ, оказались не выполненными.

Специалисты в области энергетики признают, что капиталовложения в деятельность сетевых компаний шли в основном на недопущение и ликвидацию «пожарных» ситуаций (таких, например, как крупнейшая авария на подстанции «Чагино» в мае 2005 г. или пиковые нагрузки в Московском регионе, когда в жаркий период из-за повышенного потребления электроэнергии кондиционерами возникает острый дефицит мощности, и т. п.). При этом имеющиеся немалые резервные мощности сетевых компаний в обычные (безаварийные) периоды работы энергосистемы простаивали без какой-либо пользы. В результате техническая и экономическая эффективность текущей деятельности сетевых компаний была и остается на низком уровне.

Именно по этим причинам руководство страны по предложению РАО «ЕЭС России» в качестве временной меры по выходу из такой кризисной ситуации ввело новый способ финансирования капитальных вложений сетевых компаний – в виде взимания платы с потенциальных потребителей электрической энергии за технологическое подключение к электросетям.

Здесь уместно напомнить, что начиная с 1977 г. электроэнергетику ряда развитых стран потрясли около 20 крупных аварий с суммарной потерей мощности свыше 200 ГВт. Аварии сопровождались катастрофическим ухудшением условий существования сотен миллионов человек. Самая крупная из них произошла в августе 2003 г. на территории США и Канады с отключением на многие часы свыше 60 ГВт нагрузки потребителей. В результате около 10 мегаполисов этих стран были парализованы, многие тысячи людей оказались запертыми в вагонах метро, лифтах, прекратили работу системы вентиляции, водоснабжения и канализации, отключились системы охранной сигнализации, что вызвало повсеместные грабежи. Непосредственный ущерб составил около 30 млрд долларов.

После упомянутой августовской аварии 2003 г. в США и Канаде руководство РАО «ЕЭС России» провело совещание, на котором А. Чубайс заявил, что подобное у нас невозможно, поскольку электроэнергетика страны построена по-другому. Но это все было в прошлом, когда основные электроэнергетические фонды России, созданные в советский период, строились еще по централизованному принципу, что обеспечивало безаварийную работу даже в период экономического кризиса 1990-х годов.

После прихода в РАО «ЕЭС России» нового менеджмента и, по сути, отстранения профессионалов от управления отраслью началось преобразование Единой энергетической системы России «на американский манер», без учета специфики технологических процессов в отрасли. В результате имели место несколько масштабных аварий, в том числе в 2003 г. в Северо-Кавказском регионе с отключением 600 МВт («Промышленные ведомости», 2005, № 4–5). 25 мая 2005 г. на подстанции «Чагино» в Москве произошла уже упомянутая крупная авария, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и в лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций. Необходимо учитывать, что последствия аварий в системах электроснабжения затрагивают также системы водоснабжения и теплоснабжения, и это провоцирует дополнительные протестные настроения в обществе.

Технологическое присоединение к электрическим сетям – самостоятельный вид деятельности электросетевых компаний – представляет собой процедуры подключения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Впервые понятие «технологическое присоединение» появилось в ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ.

Технологическое присоединение – это осуществляемый сетевой организацией на основании договора с заказчиком (заявителем) комплекс следующих мероприятий:

по подготовке и выдаче заказчику технических условий (ТУ);

по выполнению обеими сторонами этих ТУ;

по фактическому присоединению энергопринимающего устройства заказчика к электрической сети данной электросетевой организации;

по обеспечению работы этого энергопринимающего устройства;

по проверке выполнения выданных ТУ;

по составлению акта о технологическом присоединении электросети;

по выдаче разрешения на присоединение мощности.

Заказчик представляет собой юридическое или физическое лицо, заявившее о необходимости присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети.

Энергопринимающее устройство – это совокупность машин (аппаратов, линий и иного оборудования), находящихся у заказчика в собственности или на ином законном праве и обеспечивающих возможность потребления электрической энергии.

Электрическая сеть представляет собой совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, включающая подстанции, распределительные устройства (РУ), токопроводы, воздушные (ВЛ) и кабельные (КЛ) линии электропередачи, работающие на определенной территории. Электрическая сеть в условиях рыночной энергетики является одним из элементов естественной монополии.

Уполномоченная сетевая организация по работе с потребителями (уполномоченная сетевая организация) – это электросетевая организация, осуществляющая в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ технологическое присоединение конечных потребителей к распределительным электрическим сетям на территории субъекта РФ. В Москве уполномоченной сетевой организацией является ОАО «МОЭсК». Организации, имеющие на праве собственности или ином законном основании РУ генерирующих источников, рассматриваются как сетевые организации.

Электросетевые объекты уполномоченной сетевой организации представляют собой комплекс оборудования и передающих устройств, включающий в себя распределительные подстанции, распределительные трансформаторные подстанции (РТП), трансформаторные подстанции (ТП), соединительные пункты и иные энергетические объекты.

Территориальная сетевая организация представляет собой коммерческую организацию, оказывающую услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС).

Гарантирующий поставщик представляет собой коммерческую организацию, обязанную в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

Основные проблемы во взаимоотношениях между потребителями электрической энергии и территориальными сетевыми организациями в области технологического присоединения заложены в законодательных и нормативных правовых актах.

Одним из основных документов, которым руководствуются электросетевые организации при подключении потребителей к электросетям, являются Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (в редакции постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 168).

Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче ТУ (индивидуальных) для присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.

Действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

К сожалению, ни в одном нормативном документе (ГОСТ, Правила, Методические указания и др.) нет определения термина «реконструируемые электроустановки», что в ряде случаев не позволяет четко и правильно определить статус электроустановки, подлежащей технологическому подключению к электросети, вследствие чего вопросы, связанные с оплатой за такое подключение, остаются открытыми.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с действующими Правилами любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям.

При присоединении энергопринимающих устройств к РУ электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования ТУ с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора.

При присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.

При присоединении сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в территориальную распределительную сеть) к смежной сетевой организации, имеющей одинаковый класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока мощности.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

подача заявки на технологическое присоединение юридическим или физическим лицом (заявителем), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение мощности энергопринимающих устройств, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

заключение договора;

выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;

составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (АРБПиЭО).

В отношении энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к электрической сети до вступления в силу рассматриваемых Правил, договор не заключается, и, следовательно, плата за подключение не взимается.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора между электросетевой организацией и заявителем в сроки, устанавливаемые Правилами, превышение которых недопустимо. Но на практике эти сроки систематически и значительно превышаются (иногда в 2–3 раза!), как это имеет место, например, в ОАО «МОЭсК».

Основы взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии устанавливают «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530.

Правилами определены участники розничного рынка электроэнергии, в том числе: гарантирующий поставщик, энергосбытовые организации, производители электрической энергии, сетевые организации и потребители электроэнергии.

Центральным субъектом розничного рынка является гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах его зоны деятельности. Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, то есть если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора нельзя.

Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

При этом для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

Правила определяют и иные особенности функционирования энергосбытовых организаций, в частности, порядок действий энергосбытовой организации и потребителей, направленный на предупреждение случаев, когда могут возникать недобросовестные энергосбытовые организации, предлагающие потребителям продажу электрической энергии в отсутствие договоров, обеспечивающих приобретение этой электрической энергии на оптовом или розничном рынке.

Правила предусматривают «синхронизацию» с жилищным законодательством РФ и определяют порядок приобретения организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства электрической энергии для оказания коммунальных услуг по электроснабжению. И это важно, поскольку дает возможность гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, заключать договоры оказания коммунальных услуг электроснабжения с ДЕЗ, ТСЖ, управляющими компаниями и т. д.

При существующих коммерческих взаимоотношениях на розничном рынке электроэнергии заявителю (потребителю электрической энергии) некому даже пожаловаться. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе только обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Рассмотрим подробнее процедуру технологического присоединения. Она включает следующие этапы:

подача заявки на технологическое присоединение с требованием выдачи ТУ;

подготовка ТУ и согласование проекта договора, включающего ТУ;

заключение договора;

выполнение ТУ обеими сторонами (заявителем и сетевой организацией);

выполнение организационных и технических действий по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети;

проверка выполнения ТУ и составление акта о технологическом присоединении.

Технические условия в общем случае должны содержать:

величины присоединяемой установленной мощности и единовременной нагрузки;

наименование объекта и его адрес;

условия выполнения основного объема работ (прокладки кабеля, расширения сборок в ТП и др.;

состояние электросети (нейтраль трансформатора, уровень напряжения в точке присоединения на шинах 0,4 кВ и в ТП, условия расчета и выбора расчетного тока трехфазного КЗ на шинах 0,4 кВ и в ТП);

необходимость выбора границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;

необходимость установки агрегатов бесперебойного питания для электроснабжения отдельных специальных токоприемников;

мероприятия по соблюдению качества электроэнергии в соответствии с ГОСТ 13109-87);

требования к расчетным приборам учета электроэнергии;

ряд других технических требований, выполнение которых необходимо для подключения к электрической сети.

После выполнения технических условий и условий договора об осуществлении технологического присоединения в части оплаты присоединяемой мощности выдается разрешение на ее присоединение.

Разрешение на присоединение мощности представляет собой документ, выдаваемый уполномоченной сетевой организацией заказчику после выполнения условий договора и согласования порядка эксплуатации и обслуживания КЛ напряжением до 1 кВ, дающий право на присоединение энергопринимающих устройств заказчика к электрическим сетям уполномоченной сетевой организации.

Встречаются случаи, когда требования электросетевых компаний в части оплаты присоединяемой мощности лишены оснований и не поддаются логическому осмыслению.

Например, при сдаче в эксплуатацию вновь построенного жилого дома, имеющего также нежилые помещения, с владельцев нежилых помещений требуют получения отдельного разрешения на присоединение мощности с соответствующей оплатой. Такое требование, на наш взгляд, неправомочно, поскольку мощность электроустановок нежилых помещений заложена в проекте электроснабжения на жилой дом, выделена в виде встроенных в жилой дом отдельных ВРУ, «выкуплена» заказчиком еще на стадии строительства жилого дома и согласована со всеми заинтересованными организациями, а величина разрешенной мощности для них определяется постановлением (распоряжением) органа местного самоуправления.

Например, согласно распоряжению Правительства Москвы от 30 апреля 2002 г. № 618-РП «Порядок электроснабжения встроенных, встроено-пристроенных, пристроенных помещений без функционального назначения», расчет резервируемой мощности для нежилых помещений производится исходя из 200 Вт на 1 м 2 общей площади помещений. При этом мощность, предназначенная для нежилых помещений, должна быть указана в ТУ на жилой дом, раздельно на жилую часть и нежилые помещения, учтена при расчете загрузки ТП, питающей дом, и при расчете кабелей, подключающих щитовые (ВРУ 0,4 кВ) к ТП.

Для жилой части дома и нежилых помещений предусматриваются отдельные электрощитовые, питаемые, как правило, двумя КЛ непосредственно от ТП. В отдельных случаях при незначительной мощности, резервируемой для нежилых помещений (до 15 % от нагрузки жилой части дома), допускается питание нежилых помещений от ВРУ жилого дома. В этом случае между ВРУ жилого дома до общего счетчика учетно-распределительной панели устанавливаются аппараты защиты исходя из 200 Вт на 1 м 2 общей площади. Из такого же расчета выбирается и сечение питающего кабеля.

Количество нежилых помещений выбирается исходя из расчета 75-100 м 2 на помещение, если их площадь не оговорена в задании на проектирование.

Для ограничения потребления электроэнергии в учетно-распределительных панелях в электрощитовых для питания нежилых помещений устанавливаются однополюсные автоматические выключатели на 16 А.

В указанном распоряжении отмечено, что владелец нежилого помещения получает в счет зарезервированной мощности в электросетевой компании ТУ (разрешение) на присоединение мощности нежилого помещения. Заказчик при вводе жилого дома в эксплуатацию передает филиалу (району) электросетевой компании и инвестору проектную документацию по электроснабжению и электрооборудованию нежилых помещений в объеме первого этажа. Срок резервирования мощности, согласно условиям электросетевой компании, – не более трех лет после сдачи жилого дома в эксплуатацию.

Владелец нежилого помещения:

получает в счет зарезервированной мощности в электросетевой компании ТУ (разрешение) на присоединение мощности нежилого помещения;

получает в Энергосбыте ТУ на организацию учета;

обеспечивает выполнение проекта (схемы) электроснабжения нежилого помещения проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

согласовывает проект (схему) электроснабжения с Энергосбытом в части учета электроэнергии и с Ростехнадзором в полном объеме;

выполняет за счет собственных средств и силами лицензированной организации электромонтажные и пусконала-дочные работы;

получает акт допуска электроустановок нежилого помещения в эксплуатацию в Ростехнадзоре;

заключает договор энергоснабжения с Энергосбытом.

Не все владельцы нежилых помещений владеют такой информацией, а потому их дальнейшие действия по подключению к электросети (как правило, к электрощитовой ВРУ жилого дома) и заключению договора энергоснабжения обречены на непосильные для многих из них финансовые, моральные и временные затраты.

Напомним, что правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики регламентированы утвержденными постановлением Правительства РФ «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (до сих пор нет представления о том, когда же закончится этот переходный период!). Под это постановление Правительства в 2007 г. в соответствии с договором № 1 от 01.01.2007 г., заключенным с ОАО «МГЭсК», была организована крупная структура в электросетевом хозяйстве Московского региона – ООО «Энергобаланс-Столица», создание которой, как уже отмечалось, внесло сумятицу во взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергосбытовой организацией.

Основными задачами компании были определены полный и достоверный учет энергоресурсов и контроль его осуществления субъектами розничного рынка, что практически полностью совпадает с задачами ОАО «Мосэнергосбыт» в части оплаты потребления электроэнергии.

Если раньше стоимость выявленного бездоговорного потребления электроэнергии взыскивалась с потребителя энергосбытовой организацией, то с появлением новой структуры она стала взыскиваться также и со стороны ООО «Энергобаланс-Столица». Если раньше потребители в части оплаты потребленной электроэнергии взаимодействовали только с энергосбытовой компанией, то теперь к такому взаимодействию подключилось и ООО «Энергобаланс-Столица». Кроме прейскуранта на оказание платных услуг со стороны ОАО «Мосэнергосбыт» появился и прейскурант на оказание платных услуг со стороны ООО «Энергобаланс-Столица».

Возникли ситуации, когда потребители электрической энергии стали вынуждены оплачивать электроэнергию в преддоговорный период обеим организациям, каждая из которых при неоплате их счетов грозилась отключением потребителя от сети; появились претензии и судебные иски от каждой из трех сторон конфликта (от потребителей электрической энергии, ООО «Энергобаланс-Столица» и ОАО «Мосэнерго-сбыт»).

Например, Московское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России установило в действиях ОАО «МГЭсК» и ООО «Энергобаланс-Столица» факт нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением) – неправомерное отключение электроэнергии у ЗАО «МИАН-Девелопмент» при наличии договора энергоснабжения с ОАО «Мосэнерго-сбыт». Управлением было принято решение о применении административной ответственности в отношении сетевой компании.

В другом случае Управление ФАС России по Москве и Московской области 29.05.2008 г. также признало ОАО «МГЭсК» и ООО «Энергобаланс-Столица» нарушителями той же статьи ФЗ «О защите конкуренции» и предписало прекратить выявленные нарушения, связанные с отказом подачи электроэнергии ЗАО «Велари и Компания», которое имеет договорные отношения с ОАО «Мосэнергосбыт». ОАО «МГЭсК» отказало в подключении к напряжению объекта ЗАО «Велари и Компания» – при наличии действующего договора энергоснабжения с ОАО «Мосэнергосбыт», разрешения на подачу напряжения по указанному объекту, направленного ОАО «Мосэнергосбыт», копий чертежей КЛ, АРБПиЭО между ОАО «МГЭсК» и ЗАО «Велари и компания» и разрешения на присоединение мощности к сети ОАО «МГЭсК». Таким образом, ОАО «МГЭсК» и ООО «Энергобаланс-Столица» ущемляли интересы и ЗАО «Велари и Компания», и ОАО «Мос-энергосбыт», нарушая тем самым требования антимонопольного законодательства.

Идея создания конкурирующей с энергосбытовой компанией сетевой организации «Энергобаланс-Столица» в данном случае не сработала по простой причине, а именно: чтобы возникла конкуренция, необходима избыточность предложения. Создателям новой организации надо было понять, что в условиях экономической конкуренции продавцы товара (предприниматели) самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей предпринимательской деятельности, увеличение прибыли, расширение объема продаж и укрепление своего рыночного статуса. Конкуренция является залогом продажи товара по более низким ценам и более высокого качества. В данном случае создание ООО «Энергобаланс-Столица» привело к обратному эффекту.

Разрешение на присоединение мощности уполномочены подписывать первые руководители Службы присоединения электросетевой компании (начальник и его заместители). Если разрешение выдается на специальных бланках электросетевой компании, то печать не обязательна.

Разрешение на присоединение мощности, как правило, направляется в несколько адресов:

подлинник разрешения выдается заявителю;

копии разрешения направляются в филиал (район) электросетевой компании, в территориальное управление Ростехнадзора, в энергосбытовую компанию, а также в местный орган самоуправления (например, в Департамент топливно-энергетического хозяйства).

Имеют место неоднократные случаи нарушения законодательства электросетевыми компаниями при взимании платы за подключение к их электросетям.

Например, по протесту прокуратуры в Саратовской области отменена плата за подключение к электросетям при отсутствии технической возможности. Прокуратура посчитала, что тариф за подключение к электросетям не может быть единым для всех потребителей – расценки должны зависеть от того, сколько коммуникаций нужно проложить в каждом конкретном случае. Такие незаконные сборы становились препятствием для малого бизнеса и строительства. В данном случае Комитет регулирования тарифов Саратовской области в 2007 г. ввел единую плату от 8000 до 16 000 руб. (в зависимости от напряжения) за подключение для потребителей, не имеющих технической возможности подключения. По мнению надзорного ведомства, «в законе не предусмотрена возможность установления единой для всех потребителей платы». В каждом конкретном случае энергетики должны рассчитать, во сколько обойдется сооружение новой линии; Комитет по регулированию тарифов обязан провести экспертизу обоснованности предложений и утвердить индивидуальную цену. По закону будущий потребитель должен представить план энергопринимающих устройств, схему своих сетей и перечень оборудования, которое может быть присоединено к противоаварийной автоматике. Энергетики расширили этот перечень по собственному усмотрению, а именно: дополнительно потребовали свидетельство о собственности на землю, справку «о подтверждении полномочий на подачу заявки» и др.

Прокуратура заявила, что «любой предприниматель, начиная производство, больше всего озабочен подключением к сетям. Если при этом с него берут деньги неизвестно за что и в большом количестве, да еще с волокитой, в развитии бизнеса, особенно малого, возникают серьезные препятствия» (по материалам «Новой газеты», 6 мая 2008 г.).

Уголовное дело по статье УК РФ «Незаконное прекращение либо ограничение подачи потребителям электроэнергии» по факту незаконного отключения электроэнергии в г. Мытищи Московской области было возбуждено Мытищинской городской прокуратурой против энергоснабжающей организации, которая задним число подняла тариф на электроэнергию, в результате чего практически все городские организации оказались в должниках. Виновникам в таком уголовном деянии грозит наказание – до двух лет лишения свободы.

Подобным самоуправством занялись и электросетевые организации (ООО «Компания деловой активности», ЗАО «Калининградрыба», ОАО «Калининградгеофизика», ОАО «Силикатстром», МКП «УК Вагоностроитель») в Калининграде.

Прокуратурой Октябрьского района Калининграда с привлечением специалистов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области была проведена проверка исполнения законодательства сетевыми организациями при осуществлении подключения потребителей к объектам электроэнергетики в части применения тарифа на услуги по передаче электроэнергии потребителям.

Проверкой было установлено, что указанные организации нарушали требования действующего законодательства и выставляли счета на оплату услуг по передаче электроэнергии субабонентам. По результатам проверки в адрес этих организаций вынесены постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования). Материалы проверок были направлены в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области для рассмотрения и принятия решения.

Наглядным примером неправомочных действий со стороны ООО «Энергобаланс-Столица» является документ Московской коллегии арбитражных адвокатов о признании недействительным ненормативного акта – акта осмотра электроустановок потребителя, составленного ООО «Энергобаланс-Столица». В тексте акта содержится предписание, в соответствии с которым потребителю электроэнергии необходимо представить техническую документацию о введении ограничения режима потребления электрической энергии. Потребитель имеет отношения с ОАО «Мосэнергосбыт», которому регулярно платит по выставляемым ОАО «Мосэнергосбыт» счетам. Задолженности по оплате электроэнергии перед ОАО «Мосэнергосбыт» у него нет. Вследствие этого оспариваемое предписание не соответствует закону, а именно абз. 2 п. 2 ст. 546 ГК РФ «Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии».

ООО «Энергобаланс-Столица» в данной ситуации не учло, что нарушений истцом обязательств по оплате энергии не допускалось, задолженности не имеется.

Подобная конфликтная ситуация возникла с филиалом иностранной компании в России «Хэлс Тек Проперти Лимитед», являющейся собственником нежилых помещений в центре Москвы. Представитель ООО «Энергобаланс-Столица» предписал данной компании подписать акт о бездоговорном потреблении электроэнергии и оформить «Соглашение об оплате стоимости бездоговорного потребления электроэнергии». По его мнению, действующее соглашение с ОАО «Мосэнергосбыт» является недействительным. В результате ООО «Энергобаланс-Столица» уведомил компанию об отключении от электросети, несмотря на то что задолженности со стороны компании по оплате электроэнергии не было и технологическое присоединение к электросети было произведено в установленном порядке – на основании разрешения на присоединение мощности. Дело было передано в арбитражный суд, в котором истец (компания), руководствуясь статьями 197, 198, 199 АПК РФ, потребовал признать незаконными действия ООО «Энергобаланс-Столица», а также запретить ООО «Энергобаланс-Столица» вводить ограничение режима потребления электроэнергии в отношении компании.


| |

Свет / Подключение к электросетям

Передача электрической энергии является составным элементом электроснабжения конечных потребителей электрической энергии. Для осуществления передачи потребитель должен урегулировать данные отношения с уполномоченным лицом. Одним из вариантов урегулирования является заключение договора на передачу электрической энергии.

Договор на передачу электрической энергии – нормативная база

Заключение договора на передачу электрической энергии регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК);
  • Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ « Об электроэнергетике» (далее – « Закон об Электроэнергетике»);
  • Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 8613 (далее – Правила);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 « О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и др.

В соответствии с пунктом 4 Правил услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Такой договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Существенные условия договора на передачу электрической энергии установлены Правилами. Основным условием заключения договора на передачу электрической энергии является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации (п. 10 Правил).

Однако на практике возникают случаи, когда энергопринимающее устройство заявителя присоединено к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства другого лица.

При этом у данного лица имеется возможность влиять на заявителя, например, посредством отсоединения от своей сети, а также требованиями заключить договор на передачу электрической энергии через его объекты за плату. Возникает вопрос, возможно ли заключение такого договора? Необходимо отметить, что в со- ответствии со ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение однократно. При этом Закон не оговаривает, присоединение к каким сетям. Таким образом, если объекты заявителя присоединены к электрическим сетям третьих лиц (не являющихся сетевой организацией), повторное присоединение не требуется.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства в соответствии с п. 6 Правил вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Таким образом, законодательство допускает заключение договора на передачу электрической энергии с лицом, не являющимся сетевой организацией. Вместе с тем, установлено обязательное (императивное) условие: для такого лица должен быть определен тариф на передачу электрической энергии. В противном случае такое лицо неправомочно заключать договор на передачу электрической энергии, а заключенный договор не будет соответствовать императивным нормам законодательства.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Требования законодательства к собственнику электросетей

Необходимо отметить, что ст. 26 Закона об электроэнергетике, а также п. 6 Правил установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии, а также требовать платы за транспортировку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии же с п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, а также нарушение установленного порядка ценообразования.

Однако владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, вроде бы не осуществляет деятельности, которая относится к естественной монополии. Например, основной деятельностью такого хозяйствующего субъекта может быть заключение договоров купли-продажи, договоров аренды, договоров лизинга и т.п. Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии - на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ « О естественных монополиях» (далее – закон о естественных монополиях), естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Владелец электросетей как естественная монополии: особенности правового статуса и обязанность заключить договор на передачу электроэнергии

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Поскольку владелец объектов электросетевого хозяйства (основной деятельностью которого является, например, заключение договоров аренды) как хозяйствующий субъект не представлен на соответствующем товарном рынке энергоснабжения, т.е. не имеет статуса сетевой организации, не включен в реестр субъектов естественной монополии, не обращался в регулирующий орган за установлением тарифа, не осуществляет технологическое присоединение к своим электрическим сетям, не имеет инвестиционной программы, которая должна быть у сетевой организации, его доля на этом товарном рынке составляет 0%.

Вместе с тем, в соответствии с указанными выше нормами владелец объектов электросетевого хозяйства, фактически оказывая услуги по передаче электрической энергии и энергоснабжению потребителю, занимает доминирующее положение в границах протяженности своих сетей. См. например, практику ФАС России дело № 110/105-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Гема-инвест» ; дело № 110/97-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Инфоком» , Решение от 18.06.2010 по делу № А40-135438/09-122-999 Арбитражного суда г. Москвы , Постановление Федерального суда Московского округа от 28.12.2010 № КА-А41/15370-10 (1 ,2).

Чтобы иметь возможность взимать плату за передачу электрической энергии, владелец объектов электросетевого хозяйства обязан обратиться в тарифный орган для установления тарифа на передачу электрической энергии. Если такое лицо все же взимает плату за передачу электрической энергии (или плату за трансформацию, переработку и т.д.) без установления тарифа, а также препятствует перетоку электрической энергии, то данные действия нарушают п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, договор на передачу электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства лица, не являющегося сетевой организацией, заключенный в отсутствии тарифа, является ничтожным, так как нарушает императивные нормы законодательства.

Кроме того, действия лица, которое взимает плату за передачу электрической энергии через свои электрические сети в отсутствие тарифа, а также создает препятствия перетоку электрической энергии по своим электрическим сетям в пользу иного потребителя, являются нарушением антимонопольного законодательства (в частности, нарушением установленного порядка ценообразования и созданием препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам).

Корнеев О. С., главный специалист-эксперт Управления контроля электроэнергетики ФАС России

Сетевые организации. Сетевые организационные структуры .

В современной теории организации особое место занимают представления о сетевых структурах и процессе сетизации. Термин «сетизация» означает формирование организационной сети с узлами и связями для достижения предпринимательских целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой. Применяемый в литературе термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей.

Перенесение рыночных отношений на внутреннюю сферу организаций (внутренние рынки) создало новый тип структур – сетевые организации , в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими организациями. Сетевые системы концентрируют связи между элементами внутренней и внешней среды организаций.

Сетевая модель применима в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами и между организациями и группами организаций.

При создании «организации-сети», организация делится на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). Это необходимо для более гибкого выполнения производственных программ

Сети из организаций представлены двумя организационными моделями :

Сеть вокруг крупной организации . Крупные организации занимают доминирующее положение в деловых операциях, являются головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие организации попадают в зависимость от более крупного партнера; Крупные фирмы подбирают в качестве партнеров организации, отличающиеся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом.

Сеть организаций, близких по масштабам . Большинство организаций, объединенных в сеть, юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают устойчивость друг друга, что очень важно для всех. В целом организация может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации. Постоянство связей стимулирует инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий, входящих в сеть и повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг.

Сетевые структуры и сетевые отношения могут рассматриваться как альтернативный вариант экономической деятельности.

Сетизация предполагает:

Нетрадиционный взгляд на потенциальные результаты деятельности сетевых структур, которые можно рассматривать как одну из форм социальной мобилизации. Кроме того,



Сетизация содержит в себе предпосылки новой организационной и управленческой системы взглядов, основанной на виртуализации бизнес-процессов и концепции самоорганизации. В связи с этим, с позиций синергетического подхода узлы сетей можно рассматривать как аттракторы процессов самооорганизации.

Сетевая структура неформальна, мобильна и дискретна, так как построена на максимально возможном разделении рисков и создает временные виртуальные институты для решения конкретной задачи, которая решается такой структурой гораздо эффективнее.

По времени развитие сетевой теории и реальных процессов сетизации совпало с распадом социально-экономической системы в странах прежнего социалистического лагеря и последовавшим перераспределением государственной собственности.

Объективно эффективность сетизации определяется ее направлением: «частные предприятия - сеть» или «государственные предприятия - сеть».

Сетевые организации больше опираются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле они кооперируются друг с другом, поставляют продукцию, для того чтобы удерживать определенное место в существующей ценностной цепи.

Многие вновь разработанные сети предполагают более заинтересованную и действенную роль участников совместных проектов. Как показывает практика, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

Часть отраслей, количество которых постоянно растет, сети представляют как объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Оболочечная организация – это организация, которая часть бизнесфункций, прежде всего производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредотачивается на трансакционной составляющей бизнеса, т. е. определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать.

Преимущества сетевых организаций достаточно значительны:

Адаптивность организаций к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;

Концентрация деятельности организации на приоритетных областях, специализации на уникальных процессах;

Существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;

Низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;

Привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей.

Трудности при внедрении сетевых принципов, свидетельствуют о том, что должны быть определенные границы для «безграничных» организаций.

Сетевая организация сама по себе имеет ряд ограничений, так как имеет реальные и потенциальные слабые стороны сети и присущие ей недостатки. Широкий успех и использование преимуществ каждой новой формы сетевой организации сменялись выявлением ее недостатков в процессе развития.

Исследования показали, что для развития различных организационных форм характерны два вида типичных ошибок :

Расширение формы за пределы ее внутренних возможностей;

Появление таких модификаций, которые не соответствуют внутренней логике данного организационного образования.

Организационная форма эффективно работает только в определенных пределах, а когда логика формы нарушается, наблюдается сбой в системе.

Территориальная сетевая организация является коммерческой структурой, которая обеспечивает услуги передачи электроэнергии совместно с использованием техники и устройств, принадлежащих к электросетевому хозяйству. Критерии территориальных сетевых организаций предполагают, что в них могут входить только те сети, которые не относятся к общероссийским национальным.

Перечень территориальный сетевых организаций не должен содержать в себе объекты, которые находятся под государственным управлением. Таком образом, создание самого понятия ТСО предполагает коммерческое использование сетей.

Критерии отнесения к территориальным сетевым организациям

Есть несколько основных пунктов, благодаря которым выделяют характеристики предприятия для того, чтобы их можно идентифицировать как сетевую организацию. Играет роль общая мощность сети, так как сюда относятся только те компании, суммарная мощность силовых трансформаторов, установленных на подчиняемых объектах, должна быть выше 10 МВА. Но здесь же есть исключение. Если речь идет об изолированных системах, то этот критерий не учитывается.

Силовые трансформаторы должны обязательно быть в праве собственности у юридического лица (другие законные основания владения также учитываются). Обеспечение электрическое энергией от этих трансформаторов должно идти только на объекты, находящиеся на территории РФ.

Признаки территориальной сетевой организации включают еще критерий владения ЛЭП, которые обеспечивают обеспечение током на нескольких уровнях напряжения. Это относится как к воздушным линиям электропередач, так и к стандартным кабельным. Исключение составляют только изолированные системы, как и в вышеуказанном случае.

При этом к линиям электропередач выдвигается еще целый ряд требований:

* высокое напряжение должно поддерживаться от 110 кВ и более;

* низкое напряжение сети не должно превышать 1 кВ;

* используются только для объектов, деятельность которых находится в административных границах нашей страны;

* линии должны быть в праве собственности у юридического лица, которое попадает под критерии.

Если речь касается аренды, то время владения всегда должно быть не меньше, чем расчетный период регулирования. В ином случае компания не сможет предоставлять услуги.

Следующим критерием является отсутствие трех зафиксированных случаев применения понижающих тарифов для регулирования работы компании за три последних срока. Территориальные сетевые организации могут не получить такой статус, если будут пользоваться пониженными тарифами в течение трех регулирующих сроков подряд. Не должно быть специальных условий для корректировки цен на оказываемые услуги, предусмотренных для долгосрочного периода. Иными словами, льготные тарифы не должны постоянно поддерживать деятельность организации.

Стоит исключить присутствие недостоверные данных в отчетностях о работе организации. Вся информация, которая относятся к расчету фактических значений качества поставляемых услуг, параметров сети и прочих вещей, должна быть точной. Если организация не предоставляет все данные, то она также не может войти в реестр территориальных сетевых организаций .

Критерием для начала официальной деятельности является наличием выделенной телефонной линии, чтобы абоненты могли обращаться по поводу предоставления услуг. Также обязательно наличие официального сайта с необходимой для клиентов информацией. К примеру, территориальная организация ФКП НИЦ РКП отвечает всем необходимым требованиям.

Если компания не отвечает вышеуказанному набору критериев, то она может покинуть список территориальных сетевых организаций .

Дополнительные причины исключения

Часто для исключения какой-либо компании из реестра становятся экономические споры. На реальных примерах можно увидеть следующие виды разбирательств:

* споры о выполнении обязательств согласно заключенным договорам с компанией;

* потребителей с компанией предоставляющей услуги (в особенности это касается величины тарифов, которые могут со временем изменяться или не соответствуют нормам законодательства);

* в связи с заявками самой организации в регулирующие органы по поводу присоединения согласно индивидуальному проекту, поданными еще до перевода компании в другой статус;

* при отказе регулирующего органа в пересмотре тарифов услуг для компании на дальнейший период (особенно при их несоответствии государственным нормам).

Ассоциация «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» включает в себя перечень компаний, которые соответствуют требуемым критериям. Но если во время работы возникают сложности и кто-либо потеряет свой статус из-за споров или по другим причинам, то он будет исключен из ассоциации.

Еще в 2014 году министром энергетики РФ Александром Новаком было озвучено о планах правительства: сокращение количество электросетевых организаций. Текущее количество ТСО - это примерно четыре с половиной тысячи организаций - планируется уменьшить довольно существенно: вдвое меньше к 2017 году и еще наполовину к 2022 году.

В рамках реализации данной политики было подготовлено и утверждено Постановление Правительства РФ № 184 от 25 февраля 2015 года, в котором перечислены основные критерии, позволяющие получить (сохранить) статус ТСО.

Итак, территориальная сетевая организация должна:

  1. Иметь суммарную установленную мощность силовых трансформаторов - не менее 10 МВа.
  2. Владеть кабельными или воздушными линиями двух и более классов напряжения (ВН - 110 кВ и выше, СН1 - 35 кВ, СН2 - 1-20 кВ, НН - 1 кВ и ниже).
    Данный критерий не будет действовать для ТСО, осуществляющим передачу электроэнергии в технологически изолированных электроэнергетических системах.
  3. В случае, речь идет об уже существующей территориальной электросетевой компании), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения.
    Для компаний, которые только начинают свою деятельность в качестве ТСО, данный пункт действовать не будет.
  4. Иметь телефонный номер для обращения потребителей.
  5. Иметь сайт в сети Интернет.

При этом выполнение двух последних пунктов можно подтвердить справкой, подписанной руководителем и заверенной печатью организации.

Есть и еще один критерий, не заявленный прямо: все указанные требования относятся к юридическим лицам. Согласно условиям Федерального закона «Об энергетике», ТСО - это прежде всего коммерческое предприятие. Если собственником электросетей является индивидуальный предприниматель, то в 2016 году он гарантировано не сможет утвердить тариф на передачу электроэнергии.

Не соответствующие критериям компании получат от местных органов тарифного регулирования уведомление об отсутствии основания для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии, в котором будут указаны «не пройденные» критерии.

Стоит отметить, что препятствовать перетоку электроэнергии через свои электрические сети несостоявшиеся ТСО не вправе и окажутся в убытке по двум причинам:

  • невозможность получения дохода от услуг по передаче электроэнергии
  • несение затрат на содержание электросетей